Сталь стали рознь
В своей работе по продаже полуприцепов, мы иногда сталкиваемся с недооценкой важности марки стали из которой они произведены, а также влияния стали на характеристики и долговечность полуприцепов. И, конечно, на их себестоимость. Вызвано данное непонимание тем, что в нашей стране при изготовлении полуприцепов традиционно используются конструкционные стали, разработанные в СССР в середине прошлого века. То есть те материалы, к которым привыкли несколько поколений. Поэтому за долгие годы их выпуска и применения, люди перестали воспринимать конструкционную сталь как что-то, что может сильно различаться по своему качеству. В России для производства рам полуприцепов в основном используют сталь 09Г2С, а для самосвального кузова ту же 09Г2С или 10ХСНД, которая лучше противостоит истиранию. Но смеем вас уверить, что за прошедшие полвека, в производстве стали и металлопроката произошли значительные изменения. В то время как в СССР конструктора проектировали свои изделия исходя из сталей, давно имеющихся в производстве, с характеристиками застывшими в ГОСТ, жесткая конкуренция капиталистического мира заставляла западных производителей стали прогибаться под конкретные потребности их клиентов, которые в свою очередь прогибались под потребности своих. А потребности эти, в плане полуприцепов, заключались в снижении их массы, лучшей устойчивости к постоянным равнопеременным нагрузкам, возникающим при движении транспортного средства, а также удобству в производстве, то есть к лучшей пластичности при гибке, хорошей свариваемости и так далее. И этот факт вынуждал международные концерны вкладывать огромные средства и силы в развитие своих конструкционных сталей.
К сожалению, такая ситуация привела к тому, что при открытии рынка РФ международным компаниям, российские производители не смогли конкурировать с западными. Поэтому они вынуждены были продавать свой прокат дешевле, продолжать экономить на НИОКР, и экономить на обновлении производственного оборудования. Последнее привело к ухудшению качества металлопроката и таким дефектам как неравномерная толщина листа, и неравномерные характеристики на разных участках одного и того же стального листа. То есть отставание увеличивалось. Полуприцепы из отечественной стали получались тяжелее, а служили меньше. Поэтому многие российские производители полуприцепов начали выпуск продукции и из импортной стали, а некоторые и вообще полностью перешли на неё. Так же, как и на другие высококачественные комплектующие. Что вместе с обновлением производства, внедрением современных технологий и контроля качества, позволяло нашим производителям полуприцепов конкурировать с известными мировыми брендами, продукция которых также активно продавалась в России. Транспортные компании привыкали к качественной технике и строили свою экономику исходя из её эксплуатационных характеристик. Поэтому с уходом западных металлургических компаний с нашего рынка, отечественные производители высококачественной техники попали в трудное положение. А их клиенты не смогли приобретать легкие, надежные и долговечные полуприцепы.
Так в чём же разница? Для понимания того, что такое современная конструкционная сталь, мы расскажем о стали одного из мировых лидеров, шведского концерна SSAB*.
Концерн непрерывно совершенствует производимую им сталь, имеет впечатляющий бюджет на разработку и совершенствование продукции, внушительный штат квалифицированных инженеров. В том числе и для успеха в совершенствовании состава сталей были внедрены новые методы работы с клиентами. Инженеры SSAB тесно сотрудничают со специалистами машиностроительных предприятий, выявляют их потребности, консультируют при разработке изделий и дают необходимые рекомендации как в выборе стали, так и её обработке. В особых случаях могут даже специально для заказчика вносить изменения в состав стали, либо в размер поставляемых листов. Благодаря этому отлично налажена обратная связь, позволяющая как оперативно реагировать на возникающие проблемы, так и четко понимать диктуемые рынком потребности, которые предстоит удовлетворить.
Из различных марок стали SSAB, производстве современных полуприцепов в основном применяют следующие:
Для изготовления рам полуприцепов используют высокопрочную конструкционную сталь Strenx 700MC.
Данная сталь отличается повышенной прочностью, благодаря чему можно использовать прокат меньшей толщины и изделия из Strenx 700MC получаются более легкими. Благодаря тому, что эта сталь имеет высокую ударную вязкость и усталостную прочность, рамы полуприцепов получаются более долговечными. Также данная сталь сохраняет свои свойства при низких температурах. Применение более тонкой стали сокращает количество сварки, что также положительно сказывается на прочности и долговечности. Сталь Strenx обладает наилучшим радиусом гиба без растрескивания и отличной свариваемостью, а высокое качество изготовления гарантирует постоянность толщин листов и отличную плоскостность.
SSAB проводит сертификацию предприятий работающих с их сталью. Сертифицированные предприятия получают право маркировать свой продукцию лейблом «My Inner Strenx». На каждом лейбле размещается QR-код, по которому покупатель может верифицировать сталь на сайте компании SSAB. Данный лейбл гарантирует что изделие изготовлено в соответствии с рекомендациями компании SSAB в отношении конструкции и материалов.
При изготовлении самосвальных кузовов обычно используют сталь Hardox, или Hardox в сочетании со Strenx.
Hardox – это специальная, стойкая к истиранию сталь. Уникальность этой стали заключается в том, что при очень высокой износостойкости она может выполнять функции конструкционной стали. Высокая твердость Hardox не позволяет абразивным материалам стачивать кузов. Твердость определяет высокий предел текучести и прочности на разрыв, что позволяет кузову сохранять форму и не деформироваться.
Hardox обладает хорошей ударной вязкостью, обеспечивая широкую возможность гибки и сварки. Также, благодаря этому при падении твердых и тяжелых предметов при погрузке, на кузове не образуются вмятины и трещины.
Так же, как и со Strenx, SSAB проводит сертификацию предприятий, работающих с Hardox. Сертифицированные компании маркируют свою продукцию из этой стали лейблом «Hardox In My Body», с проверочным QR-кодом.
* в статье использованы материалы и фотографии с официального сайта SSAB.
Для наглядного представления отличий современных сталей от традиционных, предлагаем посмотреть ролик по сравнительным испытаниям сталей Hardox 450 и S355 (аналог 09Г2С):