Алюминиевые полуприцепы. Преимущества и проблемы
В последние годы набирает популярность перевозка зерновых алюминиевыми полуприцепами. Легкие, аккуратно выглядящие и нержавеющие. Позволяют каждую ездку перевозить на тонну зерна больше без перевеса. Через годы эксплуатации молодо выглядят. Прямо то, что нужно. Так ли они хороши, как о них рассказывают, неужели они выигрывают у стальных по всем статьям? К сожалению, в реальности не все так красиво. Рассказываем:
- Вес: Европейские алюминиевые полуприцепы действительно легче почти на тонну. А версии для европейского рынка даже более, так как их производитель облегчает по максимуму. Здесь мы видим облегченные опорные ноги, лишенные механизма подъема/опускания, отсутствие запаски, более тонкий пол, не позволяющий заезжать погрузчику и т.д. Для России европейцы делали специальные модели, покрепче. Они и полюбились нашим перевозчикам. Но европейцы оказались своенравными и вспыльчивыми. Несколько лет назад, они фыркнули и ушли, оставив опечалившихся перевозчиков без гарантийной поддержки и запчастей. Но свято место пусто не бывает, и его поспешили занять российские и белорусские компании. Вот вам, алюминиевые зерновозы. Но отечественные производители хорошо понимают отечественного же перевозчика. Сюда зерно отвез, обратно что-то на паллетах, а вот и перевозка щебня подвернулась. Таковы реалии. И чтобы избежать проблем, они усилили конструкцию. Плюс материалы. Российская сталь, значит рама должна быть толще и тяжелее. Оси, шины, все тяжелее. В результате мы имеем странные полуприцепы, которые весят практически как аналогичные стальные, но при этом обладают всеми недостатками полуприцепов с алюминиевыми кузовами. А этих недостатков хватает, и все они связаны с проблемами, возникающими при эксплуатации, а именно:
- Сварка: Увы. Сваривать алюминий чрезвычайно сложно. Алюминий моментально окисляется, и чтобы расплавить оксидную пленку нужна температура 2044ºС, а температура плавления самого алюминия составляет 660ºС. У сварщиков не обладающих должной специальной квалификацией это приводит либо к прожогам, либо к непровару. При застывании сварного шва происходит выделение пузырьков водорода, что приводит к образованию трещин и пористости, а высокая текучесть алюминия затрудняет формирование сварных швов. При нагреве алюминий сильно расширяется, соответственно при охлаждении сильно сжимается, что приводит к дополнительным сложностям. По указанным причинам алюминий сваривают в среде инертного газа, с применением теплоотводящих подкладок, при повышенной силе тока.
- Рихтовка: Алюминий мягок и не имеет «памяти» формы, присущего стали. Если его промять, он не возвращается в исходное положение. При рихтовке он тянется, рвётся. Методика отличается от рихтовки стали, требуются специально обученные мастера. Литые детали из алюминия ремонту не подлежат.
- Покраска: Алюминий сложно окрашивать. Необходимо качественно удалять слой оксида, который образуется очень быстро, четко соблюдать технологию при нанесении грунтовки и покраски. При несоблюдении технологии краска плохо держится и отслаивается.
- Коррозия. Алюминий гораздо слабее подвержен коррозии чем сталь, и его коррозия имеет другую природу. Но несмотря на распространенное мнение, его коррозия всё же встречается. Причем, чем более прочный сплав (с добавлением магния и/или цинка), тем чаще. Несмотря на то, что алюминий покрывается пленкой из оксида и «самоконсервируется», для него опасны зимний «соляной туман» от реагентов и перевозка строительных смесей, пыль которых при соединении с влагой образуют агрессивную среду, способную повреждать его естественную защиту. Поэтому алюминий должен быть защищен анодированием или покраской, механические повреждения должны оперативно ремонтироваться.
Так есть ли смысл покупать алюминиевые полуприцепы? Конечно. Но только те, которые обладают легким весом и принесут вам прибыль в процессе эксплуатации.